Длительное хранение горючего может вызвать в нём химические изменения, провоцирующие снижение качества. При создании правильного режима в подсобных условиях, например, на даче либо в гараже, легко обеспечить возможность содержания топлива в течение года без потери его эксплуатационных свойств.
Интенсивность смолообразования и окисления – это основные причины изменения характеристик горючего – зависит от воздухообмена в ёмкости, температуры жидкости, материала стенок тары, её герметичности, чистоты и степени заполненности.
Канистры с бензином не должны подвергаться прямому воздействию солнечных лучей.
Герметичность резервуара и его чистота
Если не соблюдается условие герметичности, горючее будет испаряться с прямой зависимостью от температуры в помещении. Бензин содержит легкоиспаряющиеся фракции – они нужны для повышения октанового числа.
Взаимодействие с воздухом будет минимальным, если резервуар заполнен на 95%. Так будет нейтрализован фактор окисления.
Если проводить аналогию с автомобильным баком, можно использовать в качестве примера осадок, со временем скапливающийся на дне, с ним постепенно наблюдаются изменения в работе двигателя.
Аналогичному процессу подвержены канистры, так как бензин расслаивается. Не стоит запасать в гараже на долгий срок топливо, изначально реализуемое с присадками, чем чище горючее, тем проще его сохранить в первоначальном виде. АИ 95, АИ 92 прекрасно подходят для бытового использования.
Влияние окружающей температуры
Температура является основным фактором, от которого зависит качество запасаемого топлива. С повышением столбика термометра ускоряются процессы образования смол и окисления. Специалисты приводят следующие средние температурные пределы:
не более +40°С в отношении дизельного топлива и керосина;
не более +30°С для бензина;
нижний порог для бензина варьируется на уровне -70 °С.
Горючее не должно нагреваться сильнее указанных границ. Чтобы немного уменьшить температуру, наземные резервуары можно покрасить в белый цвет. В отечественных климатических условиях можно не опасаться замерзания топлива.
Общий срок хранения ГСМ зависит средних сезонных температур и климата в регионе. В умеренных широтах бензин можно запасать на год, для жарких районов допустимый срок не превышает полгода.
Если речь идёт об автомобильном баке, указанные рекомендации уменьшаются вдвое – 6 и 3 месяца соответственно. Зимой бак заливают полностью, чтобы снизить вероятность кристаллизации и образования конденсата, летом – на две трети, так как топливо имеет склонность к расширению в тепле.
Для бензина оптимальная температура хранения варьируется на уровне +15°С.
На что влияет материал стенок?
Бензин можно хранить в баке не более 6 месяцев, за этот срок он не успеет в критической степени лишиться своих эксплуатационных свойств. Если авто длительное время простояло в гараже, находилось без движения, в бак нужно долить немного свежего горючего.
По сравнению с бочками, предназначенными для хранения, в автомобильном баке быстрее протекают процессы смолообразования и окисления. Медь и её сплавы ускоряют данные явления.
Смолообразование проходит интенсивнее, так как в машине горючее постоянно контактирует с деталями из латуни – сеткой фильтра, в частности, и заборной трубкой. Нельзя забывать, что летом бак немного нагревается.
Идеальные условия для хранения топлива обеспечивает зона с качественной вентиляцией, защищенная от попадания прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.
Если предстоит транспортировать горючее, например, когда в багажнике имеется пара запасных канистр с бензином, нужно обеспечить меры безопасности. Плотно стоящие резервуары неизбежно будут контактировать со стенками отсека и друг с другом, велика вероятность их истончения в зонах соприкосновения.
Риском при перевозке в канистрах из алюминия является прорыв резервуара, в этом аспекте эффективнее пластиковые ёмкости, специально разработанные для обслуживания ГСМ. Чтобы амортизировать ёмкости, их оборачивают тонкими резиновыми матами.
Производители предлагают особые присадки, способствующие продлению срока хранения топлива. Они целесообразны в том случае, если предстоит создание большого запаса дизеля или бензина.
Присадки существенно замедляют окислительные процессы, препятствуют взаимодействию топлива с воздухом. Даже при использовании добавок нельзя пренебрегать общими правилами хранения ГСМ и выбора оптимальной ёмкости.
Общие правила хранения в зависимости от выбранного резервуара
Если планируется держать ГСМ на даче или в гараже сроком не более 11-12 месяцев, лучше использовать металлическую канистру – стальную, к примеру, либо алюминиевую.
Бензин активно разъедает резину, поэтому следует обращать внимание на качество прокладки, предусмотренной в крышке: если она тонкая, ёмкость быстро утратит герметичность. Прокладку желательно время от времени менять.
Согласно ГОСТу, канистра изнутри должна быть оснащена защитным слоем, устойчивым к воздействию бензина, масла и пара, в этом случае будет соблюдена и электростатическая безопасность.
Чтобы сохранить бензин на даче на срок до двух лет, можно закопать в землю небольшую цистерну либо бочку до верхней границы. Важно, чтобы крышка была герметичной. Благодаря заглублению в почву стенки не будут нагреваться под солнцем.
Пластик в качестве тары для длительного хранения ГСМ вызывает сомнения: разливать бензин в подобные ёмкости с этой целью нежелательно, потому что многие виды материала не приспособлены для обслуживания продуктов нефтепереработки.
Пластик накапливает статический заряд, провоцирует окисление, с ним выше риск воспламенения. Здесь уместны лишь специальные канистры с антистатическим эффектом и переходником для заправочного пистолета.
Пластиковые бутылки стоит вовсе исключить из обихода, в них нельзя даже сутки хранить бензин. В связи с этим крупные АЗС не разливают горючее в подобную тару.