Избыток искусственного освещения, как и его недостаток — это очень распространённая проблема. С ней сталкиваются уже после завершения ремонта, и поэтому не всегда удаётся всё легко исправить. В статье мы расскажем о принципах расчёта необходимой освещенности, в том числе поговорим о критериях, которые могут не учитываться в простейших общедоступных формулах.
Часто люди остаются недовольны своим новым освещением. Света либо слишком много, либо его катастрофически не хватает (что бывает значительно чаще). Причина может крыться как в неправильном распределении источников света в пространстве, так и в банальных ошибках по подбору мощности лампочек. В результате человек испытывает «зрительный дискомфорт», когда очень сложно сосредоточиться, и нет привычной производительности, либо наоборот — нас не покидает ощущение постоянного напряжения и неудобства.
На какие нормативы и правила можно опираться
Решение проблемы есть. Просто необходимо качественно спроектировать свой свет, а затем ответственно выбрать в магазине лампочки и осветительные приборы с соответствующими характеристиками.
Первым делом стоит ознакомиться с профильными строительными нормами. На данный момент в России действующим является Свод правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение", который является актуализированной редакцией известного документа СНиП 23-05-95. В данных нормативах можно найти общие требования к освещению жилых, общественных и производственных помещений.
Это будет довольно запутанная таблица. Неискушённому пользователю применить приведённые цифры на практике достаточно сложно. Дело в том, что эксплуатационные условия в каждой комнате неодинаковые, и нужно знать хотя бы усреднённые требования для разных помещений жилища. Тут на выручку приходят общедоступные таблицы, которые на основании СНиПов разработаны производителями светотехники и давно применяются проектировщиками.
Для разных типов помещений нормой освещённости принято считать следующие показатели:
Тип помещения | Норма (лк) | Поверхность |
Жилая комната, спальня, гостиная | 150 | пол |
Детская комната | 200 | стол |
Кабинет, библиотека, офис | 300 | стол |
Холл, коридор | 50 | пол |
Ванна, туалет, санузел | 50 | пол |
Кухня, столовая | 150 | стол |
Мы можем заметить, что единицей измерения является «люкс» (лк), обозначающий световой поток в количестве 1 люмена, который освещает участок поверхности размером в 1 квадратный метр. То есть 1 лк — это 1 лм на площади 1 м2.
Пример быстрого расчёта освещенности
Собственно, обладая уже только этой информацией, получится быстро определить требующуюся интенсивность освещения в любой комнате жилища. Давайте для примера рассчитаем необходимую мощность осветительных приборов в спальне размером 12 метров квадратных. Согласно данным из таблицы выше, на всё помещение потребуется общая освещенность в районе 1800 люмен (12 м2 Х 150 лк).
Чтобы подобрать нужное количество ламп, можно воспользоваться таблицей соответствия мощности источника света определённому световому потоку.
Люмены (приблизительно) |
Светодиодные лампы или светильники (Вт) |
Лампы люминесцентные (Вт) |
Лампы накаливания (Вт) |
400 | 4-5 | 10-13 | 40 |
700 | 8-10 | 15-16 | 60 |
900 | 10-12 | 18-20 | 75 |
1200 | 12-15 | 25-30 | 100 |
1800 | 18-20 | 40-50 | 150 |
2500 | 25-30 | 60-80 | 200 |
То есть мы можем подвесить посреди спальни люстру с тремя 8-ваттными светодиодными лампами, либо люстру со светодиодной лентой мощностью около 20 Вт внутри корпуса, и этого будет более-менее достаточно.
Но это, как говорится, обязательный минимум. На самом деле есть ещё целый ряд условий, которые могут существенно повлиять на полученный результат.
Высота помещения
На самом деле речь идёт о расстоянии от источника света до наиболее важных поверхностей. В жилище это может быть пол или стол — например, если у вас в распоряжении имеется люксметр, то замеряют показатели именно на них.
Чтобы можно было учесть потери света на разном удалении от критически важных поверхностей, в формулу расчёта часто включают «коэффициент высоты потолка».
Эти важные данные тоже можно оформить в виде таблицы:
Высота потолка (м) | коэффициент |
От 2,5 до 2,7 | 1 |
От 2,7 до 3 | 1,2 |
От 3 до 3,5 | 1,5 |
От 3,5 до 4 | 2 |
И снова решаем задачку: если бы в спальне из приведённого выше примера высота потолка была бы 3 метра, то общий требуемый световой поток составил бы не 1800, а минимум 2700 люмен. Тогда люстру пришлось бы покупать такую, чтобы можно было установить 4 светодиодные лампочки мощностью 8-10 ватт (2700/700 лм).
Практика показывает, что текстура и цвет предметов и используемых в отделке материалов сильно влияет на общую освещённость в комнате. Чем более матовая и темная поверхность, тем она больше поглощает свет, и наоборот. Зависимость настолько сильная, что только по этому показателю производители рекомендуют делать поправку в общей расчётной освещённости в пределах от 5 до 30 процентов.
Например, в справочнике авторитетного производителя светотехнической продукции можно увидеть следующие рекомендации для одного и того же помещения:
Темные стены, светлые полы, светлый потолок | 4240 лм |
Светлые стены, тёмные полы, светлый потолок | 3535 лм |
Темные стены, темные полы, светлый потолок | 4370 лм |
Светлые стены, светлые полы, светлый потолок | 3450 лм |
Глянцевый натяжной потолок (его также называют «лаковым») способен, как рефлектор, буквально преумножить световой поток в помещении, тогда как матовые тёмные полотна не могут отражать ценные люмены.
Этот параметр нельзя назвать основным, и, наверное, будет ошибкой при расчёте «светлой» комнаты (расположенной на солнечной стороне) снижать требования к искусственной освещенности. Ведь пользуемся мы ею не только в течение дня, но также поздно вечером, и зимой, когда солнце заходит намного раньше.
Но есть такие помещения, которые мы обычно называем «тёмными», например, санузел совсем без оконных проёмов или спальню с небольшими окнами, выходящими на северную сторону. Их освещение лучше считать по верхней границе рекомендованных характеристик.
Кстати, при серьёзном «промышленном» проектировании внутреннего освещения зданий, в том числе инженеры учитывают отражающие характеристики фасадов соседних построек и особенности их расположения.
Очевидно, что если заключить лампу внутрь белого матового шара, то часть света мы обязательно потеряем. Чуть лучше дело обстоит с плафонами, которые представляют собой «колокол» или «абажур». Неплохо, когда лампа полностью открыта, либо устанавливается внутрь прозрачного плафона.
Заметим, что со временем плафоны люстр и рассеиватели светодиодных светильников/лент могут терять (по разным причинам: загрязнение, естественное помутнение) свои светопропускные способности, что тоже нужно учитывать и периодически контролировать.
Этот фактор тоже относится к конструктиву осветительного прибора. Купите люстру, у которой плафон смотрит на потолок — и вы получите спокойный, относительно равномерное освещение, но лампы придётся выбрать помощнее.
Направьте свет вниз, и вы максимально эффективно используете мощность приобретённых ламп.
Каждый светильник, каждая люстра обладает своим определённым углом рассеивания излучения. Это — уникальный параметр, который напрямую зависит от ширины абажура, от имеющихся в осветительном приборе декоративных элементов и даже от диаметра цоколя. Угол рассеивания определяет площадь преобладающего светового пятна на той или иной поверхности. Причём, имейте ввиду, что площадь этого светового пятна меняется с изменением расстояния.
Угол рассеивания важно знать, чтобы определить, сможет ли конкретной конструкции люстра/светильник обеспечить общее освещение в помещении или подходит только для локальной подсветки отдельных элементов интерьера.
Цветовая температура источника света сильно влияет на психофизиологическое состояние человека. Например, для отдыха лучше подходит тёплый свет с температурой около 2700 К, а для повышения работоспособности предпочтительнее применить лампы на 4000 и более градусов Кельвина. Есть мнение, что при расчёте освещенности лампы с более низкой цветовой температурой лучше выбирать с увеличенной мощностью и использовать их в большем количестве. Хотя, конечно, в многофункциональных помещениях есть смысл применять источники света комбинированные.
В некоторых случаях критичным может быть показатель «индекс цветопередачи» (Ra), который отвечает за то, как наши глаза будут воспринимать отдельные предметы и интерьер в целом. Качественные светодиодные и люминесцентные лампы не изменяют восприятие цветов и чётко передают натуральные тона элементов интерьера.
Небезосновательно считается, что врезные и накладные светильники даже при использовании в большом количестве — не могут так же эффективно обеспечить общее освещение помещения, как люстра. Поэтому производители светотехники, создавая свои рекомендации по выбору мощности источника света, расчётные характеристики требуемых светильников по умолчанию предлагают закладывать процентов на 30-35 больше, чем для люстр.
Например, для освещения одной и той же комнаты (согласно базовым расчётам) необходимо 2750 люмен при использовании люстры, либо 3800 люмен при использовании встраиваемых светильников.
Конфигурация помещения тоже играет роль. Будет явной ошибкой отталкиваться только на площадь помещения. Понятно, что в комнате квадратной формы одна центральная люстра хорошо справится с поставленными задачами. Но если помещение вытянутое, то общее освещение, возможно, придется разделить на несколько осветительных приборов. Световой поток тогда лучше считать увеличенный — как для накладных/встраиваемых светильников.
Давайте не будем забывать, что далеко не всегда нам нужен мощный основной свет, который будет «накрывать» всё помещение целиком. Иногда большей ценностью обладает не общий фон, а локальная подсветка отдельных зон. Вот лишь несколько примеров:
В прихожей есть смысл установить светильники в районе зеркала и возле шкафа.
На кухне над обеденным столом отлично работают осветительные приборов на подвесах, которые в нужном месте дают интенсивный световой поток и не отбрасывают теней.
В детской, помимо яркой потолочной люстры, важную роль играет ночник и качественная настольная лампа.
В спальне вместе с тёплым и рассеянным светом, идущим от потолка, неплохо зарекомендовали себя настенные бра. Возможно, пригодится и ночник.
Гостиную наиболее целесообразно оборудовать двухуровневым освещением. Тёплый приглушенный свет будет хорош для отдыха, а яркое холодное освещение можно включать для приёма гостей и уборки. Это может быть комбинация люстры и точечных светильников, либо многопозиционная люстра с пультом или на «две клавиши».
В ванную комнату просится общий свет в виде врезных или накладных светильников, а также нужна будет дополнительная яркая подсветка в зоне зеркала — осветительные приборы крепят непосредственно сверху или с обоих боков.
Не стоит полагаться только на нормативные данные из таблиц. Это минимум тех люменов, которые ещё нужно довести до конкретной поверхности (стол или пол). Есть ещё много других факторов, и ихтоже стоит учесть. Однозначно лучше рассчитать освещение с избытком — иногда даже применяют термин «коэффициент запаса». В случае необходимости можно использовать не все лампы, в том числе, как вариант, можно немного выкрутить их из цоколя.
Не стесняйтесь изучать справочники производителей осветительных приборов, их рекомендации по подбору ламп иногда могут превосходить наши теоретические расчёты более чем в 2 раза, так как там учитываются буквально все повышающие коэффициенты — запаса, использования светового потока (неравномерное распределение светильников, непрозрачность плафонов и т.д.), высоты потолков.
Крайне трепетно относитесь к выбору производителя и поставщика ламп/люстр/светильников. К сожалению, далеко не всегда заявленные на упаковке характеристики светового потока соответствуют действительности. Помимо «бумажных» люменов, низкосортные осветительные приборы могут быстро терять свои потребительские свойства, из-за чего качество освещения в комнате заметно снижается.