Культовые предметы интерьера – топ-10
Каталог
Войти
Культовые предметы интерьера – топ-10
Культовые предметы интерьера – топ-10
Почему одни предметы мебели очень быстро выходят из моды и забываются, а другие становятся настоящими иконами стиля и будут актуальны и через 100 лет? Попробуем разобраться в этом, проследив историю культовых предметов интерьера, которые в свое время меняли само представление о дизайне.

Культовые предметы интерьера – топ-10  

Диван, сошедший с картины Сальвадора Дали; мебель – манифест модернизма; стул и кресло, родившиеся благодаря понятию "тотальный дизайн"; самый популярный диван викторианской эпохи, до сих пор символизирующий верность традициям; кресло с феминистским подтекстом, раскрывшее потенциал полиуретана – они все очень разные, но имеют одинаково важное значение для развития предметного дизайна. Какова же история успеха каждого из них?

 

Стулья Hill House (1903–1905 гг.)

Стул, созданный шотландским архитектором и дизайнером Чарльзом Ренни Макинтошем специально для интерьеров частной резиденции Хилл-Хаус неподалеку от Глазго, – это не просто предмет мебели. Он влияет не только на интерьер, являясь его вертикальной доминантой, но даже на человека, который на него садится. Планки необыкновенно высокой решетчатой спинки классической модели стула Hill House спускаются до самого пола. На нем не получится сидеть вразвалку – такая мебель вынуждает человека держать "императорскую" осанку, быть строже, собраннее. В своих проектах Макинтош придерживался принципа "тотального дизайна" и разрабатывал целиком всю архитектурно-декоративную концепцию от экстерьера до посуды. Для Хилл-Хаус он создал целый модельный ряд стульев со спинками различной формы и высоты, формами и материалами сидений, наличием и отсутствием подлокотников. Однако все модели объединяет простота и чистота формы, отсутствие излишних декоративных элементов. Такой подход стал настоящим откровением в мебельном дизайне начала XX века. Сегодня стулья Макинтоша можно купить в исполнении мебельной фабрики Cassina, которая приобрела соответствующие права еще в 1971 году.

 

Кресло UP 5 (1969 г.)

Мебель – прекрасный инструмент для создания WOW-эффекта в интерьере. Особенно, если это предметы, созданные итальянцем Гаэтано Пеше – художником, архитектором, дизайнером, ярким представителем так называемого "эмоционального дизайна". Пеше искренне считал, что мебель должна улучшать настроение людей, а не просто выполнять свою основную функцию. Антропоморфная форма его кресла UP 5 символизирует силуэт женщины, а шарообразная оттоманка – оковы или перманентную борьбу женщины со своими желаниями. Но здесь заложен и элемент игры, потому что эти оковы могут легко превратиться в обычный мячик. Второе имя этой модели – Donna, благодаря чему Пеше хотел подчеркнуть феминистский подтекст. Значение первого имени более прозаично – в коллекции UP всего семь предметов, и каждый имеет свой номер. Кресло UP 5 сделано из пенополиуретана и покрыто нейлоновой тканью. Изначально оно продавалось в плоских упаковках, так как его основной материал на 90% состоит из воздуха. А когда кресло вынимали из упаковки, то UP 5 в течение часа приобретало форму, задуманную Пеше. После перезапуска производства в 2000 году кресло продается уже сразу в изначальной форме.

 

Диван Chesterfield (XVIII век)

Диван Chesterfield был одним из самых популярных предметов мебели викторианской эпохи. Тогда он являлся излюбленным украшением строгих кабинетов, многочисленных клубов или библиотек. Спустя почти два века, этот предмет мебели нередко можно встретить в современных интерьерах. Многих подкупает строгость и постоянство классической модели дивана, которую отличают ромбовидная стяжка, одинаковая высотка спинки и подлокотников, а также сходство самих подлокотников с декоративными элементами ионической колонны. Хотя есть спрос и на современные интерпретации дивана Chesterfield угловой формы или с более яркой обивкой. И, все же, главная фишка этого дивана, названного в честь известного британского политика графа Честерфилда, – именно сдержанность, серьезность и аристократизм, корни которого уходят в викторианскую эпоху.

 

Серия мебели Barcelona (1929 г.)

Кресло Barcelona известно во всем мире благодаря тому, что украшало знаменитый Немецкий павильон на выставке в Барселоне, спроектированный Людвигом Мис ван дер Роэ и было создано самим архитектором. Помимо мраморной скульптуры "Утро", кресло Barcelona и оттоманка из одноименной серии – единственные предметы, украшающие это культовое сооружение "интернационального стиля". Конструкция кресла за счет иксообразной рамы похожа на некоторые модели складных стульев. Однако каркас кресла Barcelona – это единая конструкция из нержавеющей стали. Подушки на сидении и спинке обтянуты натуральной кожей. Кроме упомянутого кресла и оттоманки, в серию Barcelona также входит кушетка. Как и все, что проектировал Мис ван дер Роэ, эта мебель создавалась с учетом принципа "less is more", поэтому ее отличает лаконичность, ярко выраженный конструктив и максимальная функциональность. В современных интерьерах с большими открытыми пространствами, свободной планировкой и панорамным остеклением мебель Barcelona будет смотреться максимально органично.

 

Ваза Aalto (1936 г.)

Интерьер наполняется не только мебелью. Правильно подобранные предметы декора не менее важны. Одним из самых знаменитых предметов такого рода является Ваза Aalto, созданная знаменитым финским архитектором Алвааром Аалто и его женой. Споры о том, что вдохновило супругов на создание этой вазы до сих пор не утихают. Одни считают, что в основе дизайна лежат мотивы традиционных эскимосских костюмов, другие – очертания живописных финских озер. Так или иначе, ваза до сих пор выпускается и считается настоящей иконой предметного дизайна. Многие связывают такую популярность с тем, что в предмете воплотились основные принципы интернационального стиля: отсутствие излишнего декора, баланс и простота. Интересно, что Ваза Aalto по-прежнему изготовляется вручную. На производство этого предмета уходит 30 часов, в течение которых поочередно трудится семь мастеров.

 

Светильник Artichoke (1958 г.)

Восприятие нами любого пространства во многом зависит от освещения. А скандинавы особенно преуспели в светодизайне, ведь в Дании, Швеции, Финляндии при дефиците естественного освещения большое значение придается искусственному свету. Светильник Artichoke, созданный Поулем Хеннингсеном, – прекрасный тому пример. Его внешнее сходство с артишоком или с сосновой шишкой, как кому больше нравится, неслучайно. Благодаря такой конструкции – абажур светильника состоит из 72 медных пластин – источник света на бьет в глаза и смотреть на него можно бесконечно. При этом помещение наполняется мягким рассеянным светом. "Моя цель была в том, чтобы привнести в дом красоту и подарить людям спокойную и расслабленную атмосферу", – говорил Поуль Хеннингсен о светильнике Artichoke. И это сполна удалось дизайнеру, поэтому лампа выпускается и по сей день. Светильник можно приобрести в четырех разных размерах – его диаметр меняется в диапазоне от 24 до 42 сантиметров.

 

Кресло Egg (1958 г.)

Кресло Egg, как и знаменитые стулья Макинтоша, появилось на свет благодаря "тотальному дизайну". Спроектировавший этот предмет дизайнер Эрне Якобсен работал над каждым предметом интерьера копенгагенского отеля SAS Royal Hotel. Но только кресло Egg мгновенно стало популярным и с самого момента появления считается символом скандинавского интерьерного дизайна. За счет объединения таких конструктивных элементов как спинка, сидение, подлокотники и "крылья" этот предмет стал настоящим откровением для мебельной индустрии своего времени. Плавные линии кресла Egg так и приглашают присесть. В этом проекте не обошлось и без новаторских технологических решений. Якобсен впервые применил цельную твердую основу из пластика и укрепил ее стекловолокном.

 

Стул Panton (1959–1960 гг.)


Один из самых известных в истории дизайна стульев – Panton – стал результатом экспериментов датчанина Вернера Пантона с новыми технологиями и материалами. Свою популярность он приобрел не только потому, что стал первым стулом из цельного куска пластика, и не только благодаря оригинальной конструкции без подлокотников, ножек и ребер жесткости, поддерживающих сиденье. Большую роль в известности этого предмета мебели сыграло множество слухов, которыми обросла история его появления. Автора не раз обвиняли в плагиате, а первые стулья этой модели и вовсе не отличались прочностью и подрывали репутацию брендов их выпускающих. Только в начале 1990-х благодаря появлению формованного полипропилена стул Panton приобрел необходимую прочность. Сегодня это предмет настолько популярен, что современные дизайнеры переосмысляют идею Вернера Пантона и создают на ее основе новые успешные предметы. Самый известный "ремейк" – это стул Him & Her от дизайнера Фабио Новембре. Итальянец совместил классическую модель стула Panton с силуэтами мужского и женского тела.

 

Шезлонг LC 4 (1928 г.)

i.pinimg.com.jpg i3dbox.com ipnoticstore.jpg

objects.designapplause.com.png www.kitchenaid.fi.jpg www.lvc-design.com

Знаменитый архитектор и художник Ле Корбюзье кроме всего прочего проектировал и мебель. Одним из его самых известных опытов в области мебельного дизайна стал шезлонг LC4. Несмотря на то, что в названии зашифрованы инициалы мэтра, кроме него в создании шезлонга принимали участие Пьер Жаннере и Шарлотта Перриан. В результате была создана инновационная для своего времени конструкция, которую можно было максимально отрегулировать под параметры конкретного человека. Каркас изготовлялся с помощью бесшовной сварки, а матрас из натуральной кожи поддерживался благодаря решетке из туго натянутых лент. Наклон верхней части мог быть практически любым. Но путь к успеху шезлонга LC4 был долгим. Лишь спустя почти 30 лет после своего создания, в конце 1950-х, он занял место в самых известных мировых музеях дизайна. Все благодаря поклоннице Ле Корбюзье – Хайди Вебер, решившей возродить изготовление шезлонга, снятого с производства еще в 1934 году.

 

Диван Bocca (1967 г.)

©Сальвадор Дали.jpg archello.jpg

rubankom.com.jpg www.gufram.it.jpg www.idea.build2last.ru.jpg

Диван Bocca – одно из самых известных творений итальянского радикального дизайна. Отказавшись от принципов модернизма, представители этого движения создавали вещи, приковывающие к себе внимание с первого взгляда. Здесь внешняя форма, несмотря на всю оригинальность, отходила на второй план, важнее был посыл, сообщаемый зрителю. Поэтому диван Bocca – скорее предмет современного искусства, чем предмет мебели. Это современная интерпретация дивана «Губы Мэй Уэст», созданного Сальвадором Дали еще в 1935 году. Но по замыслу дизайнеров Studio 65, Bocca – это губы уже другой актрисы – Мэрилин Монро. Став символом раскрепощенных семидесятых XX века, этот предмет заставляет задуматься о проблемах массовой культуры. С 1971 года диван производит фирма Gufram. Долгое время диван выпускался лишь в красном цвете. Но в 2008 году появились модели Pink Lady и Black Lady.